Болгария известна как страна с древними магическими традициями насыщенными многообразием культурных элементом различный народностей жившими в этих землях как древние траки, праболгары, славяне, турки и другие. Типичные представители практикующих местные традиции это народные лечители и знахари из маленьких сел и малонаселенных городов, у которых знание передается только по кровной линии в роду и очень редко внешним людям. О видах болгарской магии можно писать много, но по существу корни большинства обрядов связаны с античностью и древней языческой обрядностью.
Среди часто использованных ритуальных предметов в репертуаре народных лечителей и магов кроме различных видов трав, среди которых самыми важными считаются донник и герань используются и предметы быта, как: деревянный гребень (чистка), веретено и мотовило (для любви), лошадиная подкова (чиста и наведение порч), цепь с камина (переклад болезней), кристаллы соли (чистка), мыло и игры (порчи). Также используются и различные части животных, как змеиная кожа (в большинстве для вреда), кость годовалого ягненка (лечение), крыло летучей мыши (любовное), шерсть черных собаки и кошки (рассорки), куриные яйца (всевозможное) и т.д.
Одно и наиболее часто встречаемых и вселяющих страх влияний это порчи, сглаз, проклятие и закрытие дорог. Порчельниками считаются люди рожденные в нечистые дни по народному календарю или такие, которые после отделения от материнской груди им опять давали кормиться подобным способом.
Чистка негативных влияний осуществляется народным ритуалом „баене” или магическим слово с участием различных жестов и действий обряда.
Считается, что если негатив не будет снят во время, то может привести к смерти, особенно у маленьких детей.
Пример народного ритуала по снятию негатива, знаком как гашение углей, с помощью которого можно узнать и предполагаемого агрессора:
В миску с водой, взятой из трех родников, кладется нитка с одежды человека, и в нее по очередности кладутся тлеющие угольки, каждый называется именем предполагаемого вредителя, а в воду кладется раскаленная лошадиная подкова с наговором:
„Если от мужика - пусть лопнут очи его,
Если от бабы, то пусть повыпадают волосы ее,
Как угасает этот уголек, так пусть и погаснет
Зло от „имя” и т.н.”
Утонувший уголек является показателем, а жертва должна выпить этой воды. Обязательное условие - остатки воды необходимо выплеснуть на спину черной собаки, чтоб унесла порчу с собой, в других разновидностях обряда вода выливается под плодовое дерево или в реку.
Другим из более чем общераспространенных методов чистки является отливка воском или оловом для убирания страха и мелких негативов:
В зеленую тарелку наливается родниковая вода, выливается олово или воск три раза: над головой, в области живота и между ног и на каждое говорится:
„Уходи плохое в лес, куда человек не ступает, где петух не поет ... и т.д.”
По виду отливки можно гадать, а сам человек после отливания должен носить отливку с собой следующие несколько дней и потом выбросить в реку.
В болгарских любовных обрядах используются всевозможные средства, такие как: травы, собранные в определенные дни и праздники, как Иван Купала, а так же различные части животных или биологические составы. Вот один пример:
Красной шерстяной ниткой тайно измеряется тень или рост любимого человека. На нитке завязываются 3 узла – один для вас, один для жертвы и один для двоих. Эта нитка носится на пояснице, на нее наговаривается:
„Как нитка обвивает, так и (имя) виться около меня. Как узлы связаны, так и мы будем связаны вовеки”
Таким способом нитка носится трое суток, после этого должна быть тайно зашита в одежду любимого или в подушку, на которой спит. От этой же одежды или подушки необходимо отрезать кусочек материи, которая кладется в сосуд с родниковой водой, в которую кладутся травы розмарин, самшит и базилик на трое суток, после чего водой моется лицо, и ей нужно обрызгать одежду или постель любимого.
Одно из типичных любовных воздействий - взгляд на любимого через кольцо мертвеца или специально сделаный бублик. В первом случае кольцо берется у умершего родственника, а во втором - тесто приготавливается на молоке матери и дочери, которые кормят в одно и то же время.
Если женщина хочет завязать потенцию своего мужа, то на шерстяной бечевке должна завязать 9 узлов, каждый заговариваетя с определенным заклинанием и прячется под порогом, через который муж должен переступить, после этого бечевка кладется в замок, который замыкается и закапывается в одноименной могиле.
При негативных воздействиях, подобно русскому чернокнижию, широко используется участие кладбищ, перекрестков и других пропащих мест.
Следующий ритуал может быть типичным примером местных негативных воздействий: собираются волосы жертвы, после чего с наговором кладутся на цепь с камина или костра. После определенного числа дней помещаются в восковую куклу, которая закапывается в одноименной могиле.
Также используется и мертвая вода, в которую кладутся определенные травы, и ею обрызгается дом жертвы. Не надо забывать одно из самых страшных местных воздействий – магию с ртутью. В ней наговоренная в определенном месте и время ртуть подкидывается в дом жертвы. Считается, что после поражения жертва обречена. Защитой от магии с ртутью является ношение пробитого ореха, заполненого ртутью и другими составляющими.
Как защитные методики распространены талисманы и амулеты. Один из примеров:
В ладанку зашиваются нечетное число семян определенных трав, несколько кристаллов соли и пшеницы, а в некоторых случай волчий ноготь или сердце ежа.
Большую роль в ритуалах и практиках играют и мифологические создания и природные духи – лесовики, русалки или, болотные. Если человек по невниманию попадает на место или поляну, обитаемую подобными духами, то вполне вероятно, что будет поражен болезнью, напоминающей частичный паралич, и может быть лечим только магическим способом с кровными жертвами соответствующим природным силам.